Задать вопрос или отправить сообщение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
*Поля обязательные к заполнению
22.02.2018. МНЕНИЯ

Демократическая школа. Теневая сторона

Демократические школы вызывают интерес: кто-то относится к ним настороженно, а кто-то разделяет их ценности. После первого знакомства с подобной школой у вас точно появится собственное мнение о ней, но вряд ли вам откроется теневая её сторона.

Евгения Собчук
Куратор образовательной среды, психолог
Я второй год работаю в демократической школе НОС - свободной, яркой, по-настоящему творческой. И я помню то свое первое чувство влюбленности, очарованности, когда впервые посетила ее: «С ума сойти! Такое бывает вообще?». Я ходила и просто наблюдала за тем, как все живет и дышит. Как раз, наверное, жизнь и дыхание – то, чем больше всего школа удивила. Возможно, мой собственный школьный опыт оказался не самым удачным, и именно поэтому мне было так неожиданно увидеть то, что я увидела. Моя влюбленность завершилась для меня чем-то похожим на взаимность, потому как я все-таки стала носовским школьным психологом, а мои дети - участниками среды.

На что обращаешь внимание, когда попадаешь в демократическую школу?

Прежде всего, удивляет то, как организован сам процесс обучения. Неужели нет совсем никаких обязательных занятий? Вот прям совсем? А как же базовые знания: русский, математика, английский? Нет никаких уроков, парт, звонков, а еще экспертной позиции учителя и объектной роли ребенка. Все на равных.

Любые решения принимаются путем общего голосования, причем право голоса имеет любой участник среды, без возрастных ограничений.

Удивляет совсем не школьная атмосфера доверия, принятия, легкости и открытости, где так просто быть собой - это безопасно и невероятно приятно.

И многие родители, приходя к нам, совершенно влюбляются и воспринимают наше пространство как что-то идеальное для себя и своего ребенка. И, возможно, на этом этапе происходит достраивание образа, который, вероятно, может оказаться не совсем тем, чем в действительности является наша школа. Или же случается выстраивание ожиданий: «Мой ребенок здесь найдет себя», «Будет увлечен», «Будет счастлив».
Попав в ситуацию, где человек может самостоятельно выбирать, чем заниматься, его выбор может не совпасть с ожиданиями родителей и показаться чем-то пустым, бесполезным: те же игры с друзьями, общение, прогулки. А для демократической школы - все это ценная часть образования, ничем не уступающая специально организованным занятиям.

Та самая теневая сторона

Что открылось мне позже? Если ребенок раньше посещал другую школу или никуда не ходил и был на семейном обучении, скорее всего, понадобится время на его адаптацию к новой среде: к тому, что ты должен самому себе, к тому, что тебя не оценивают, но принимают любым. Вероятно, ребенок может в это время присматриваться, наблюдать и, возможно, окажется в менее активной позиции, чем хотелось бы, например, родителям. И вряд ли кому-то известно, сколько времени понадобится конкретному ребенку, чтобы окончательно "влиться" и стать частью среды. Моим детям потребовалось около трех месяцев. Мне самой - около года.

Попав в ситуацию, где человек может самостоятельно выбирать, чем заниматься, его выбор может не совпасть с ожиданиями родителей и показаться чем-то пустым, бесполезным: те же игры с друзьями, общение, прогулки. А для демократической школы - все это ценная часть образования, ничем не уступающая специально организованным занятиям.

Это значит, что спектр возможностей не ограничен: любое занятие, которое по душе ребенку - часть его образовательного процесса. Пожалуй, в этой части тогда у меня появилось первое сопротивление: как можно получить что-то ценное, если просто гуляешь, общаешься и совсем не учишься в традиционном понимании этого слова. Просто наблюдая за детьми, за собой, я научилась доверять и себе, и выбору ребенка. А самое главное - относиться к тому, что происходит в среде - как к процессу, во многом медитативному, от которого не ждешь результатов, мгновенных или итоговых.

Ребенок может присоединиться к любому занятию, но не обязан быть до конца. И это дает право на ошибку: "я выбрал не то, мне это не подходит", и способствует осознанности: "Я здесь, потому что…". Когда я впервые столкнулась с этим на своей студии, я поняла, как это непросто для педагога: уход ребенка - будто показатель того, что то, что ты делаешь, совсем не важно. Когда я переместила фокус собственного внимания с себя (с таким уязвимым самолюбием), мне стало понятнее то, что происходит в среде. Я делаю что-то не потому, что отчаянно стараюсь быть полезной, угадать с темой, вызвать к себе интерес, а потому, что горю этим сама и хочу делиться. Вроде бы нет здесь явного противоречия. Но для меня это стало принципиальной разницей, и я просто попробовала быть такой, какая я есть.

Как определить результаты, когда нет оценок и регулярных измерений ЗУН

Я вижу довольно много изменений, которые происходят с нашими учениками, и в собственных детях, и в себе самой. И об этом довольно сложно написать, а еще сложнее рассказать об этих изменениях родителям. Ведь гораздо проще, когда есть задокументированное "было" и такое же "стало": результаты тестов, контрольных, зачетов, экзаменов.

При этом те изменения, которые происходят с участниками среды - будто в другом измерении: часто это личностные изменения (самооценка, коммуникативные навыки, личная ответственность), изменения в эмоциональном состоянии, появление новых интересов и увлечений и многое другое. Но эти изменения довольно специфичные, и их легко можно списать на процессы взросления. А тогда какая же роль у школы?
Люди, воспитанные свободой, ученики демократических школ, вероятно, будут своевольничать. Возможно, они будут менее удобными, будут больше задавать вопросов, ждать честных ответов. Но, вероятно, именно это позволит им в дальнейшем иметь авторскую позицию в собственной жизни.
Свободная, принимающая среда, где каждый может делать то, что ему нравится, чем он горит - пожалуй, в этом.

Довольно сложно было менять свои взгляды, как и допустить то, что школа может быть "не школой" вовсе. Я периодически сталкиваюсь с собственными страхами, не без этого, а еще чаще сталкиваюсь со скептическими оценками со стороны, но, похоже, я нашла для себя опору.

Люди, воспитанные свободой, ученики демократических школ, вероятно, будут своевольничать. Возможно, они будут менее удобными, будут больше задавать вопросов, ждать честных ответов. Но, вероятно, именно это позволит им в дальнейшем иметь авторскую позицию в собственной жизни.

То, что происходит и со мной, и с детьми - это просто наша жизнь, разная, в которой наиболее важен момент и то состояние, которое испытываешь в нем. Для меня это совсем не история про оппозицию, революцию, сопротивление. Это именно про состояние, про жизнь, где можно дышать и просто быть.
Made on
Tilda