Задать вопрос или отправить сообщение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
*Поля обязательные к заполнению
11.03.2018. МНЕНИЯ

Какую школу выбрать или что такое правильный выбор?

Выбирая школу, мы определяем среду, которая будет окружать и формировать ребенка сегодня. Какую школу лучше выбрать, мы поймем, ответив себе всего на несколько вопросов.

Лика Крючкова
Директор по развитию школы НОС
Я задалась вопросом выбора школы для своего первого сына, когда ему было года четыре. Стала читать родительские группы, общие и районные. Вступила в сообщество семейного образования – потому что семейное образование на самом деле и про школы тоже. Потихоньку стала разведывать у мам на детских площадках, в какие школы ходят их дети. Читала статьи Петрановской и Зицера.

Несмотря на то, что за полгода до заветного первого сентября у меня не было ответа, в какую школу сын пойдет через полгода, я все же смогла ответить себе на несколько важных вопросов.

Какая школа идеально подходит моему ребенку?

Если вы нашли идеальную школу для своего первоклашки, это не значит, что через пару лет вы останетесь так же довольны выбранным заведением. Меняются дети, цели семьи, первый год в школе может выявить иные зоны приоритета для вас. Поэтому имеет смысл выбирать школу под сегодняшний запрос. Важно понять, каковы ваши цели на ближайшие несколько лет, каковы устремления и особенности ребенка, какие задачи вы хотели бы решить с помощью школы. И всегда оставлять для себя возможность маневра, всегда оставаться на связи с ребенком и со школой, периодически производя «сверку» целей и результатов.
У нас сложилась довольно жесткая система натаскивания детей на результаты обучения уже в первых классах.
Оценки, регулярные контрольные работы, домашнее задание и безальтернативное расписание, вкупе с обязательным посещением школы, создает четкую парадигму,
а освоение знаний в заданные рамки должно происходить быстром темпе.

Какова цель общего образования

Хорошие знания, решение коммуникативных проблем, поступление в престижный вуз, подготовка к выбору профессии или насыщенно и интересно проведенные детские годы – цели могут сильно разниться. Когда моему сыну исполнилось шесть, я задала себе вопрос: какие должны быть его ближайшие два года? Какой должна быть среда для его развития, какие интересы у него есть сейчас, нужна ли ему сильно регламентированная система обучения или свободная среда для реализации своих задумок?


Первые школьные годы в России сейчас устроены иначе, чем за рубежом. У нас сложилась довольно жесткая система натаскивания детей на результаты обучения уже в первых классах. Оценки, регулярные контрольные работы, домашнее задание и безальтернативное расписание, вкупе с обязательным посещением школы, создает четкую парадигму, а освоение знаний в заданные рамки должно происходить быстром темпе. В то время как в западных школах до средних классов практикуется игровой подход в обучении, отсутствует жесткая рамка обязательных знаний и учебная мотивация детей поддерживается за счет активной работы с их собственными интересами.


Важно понять для себя, каких результатов вы хотите добиться. Нужно ли ребенку освоить в полном объеме программу, или важнее сохранить интерес к знаниям и заложить основу умения искать и анализировать информацию по своему запросу.

Какая в школе атмосфера?

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка были друзья в школе. Поэтому важно понять, дает ли школа возможность общения между учениками, организует ли внутришкольные активности, поездки, приняты ли в школе свободные прогулки, чем могут заниматься дети на переменах.

И не менее важно отношение взрослых, учителей и администрации, к ученикам. В каких-то школах принято с первых классов обращаться к ученикам на «вы», в каких-то ученики обращаются к учителям на «ты». В первой школе, где я побывала, на уроке физкультуры учительница разговаривала с детьми только на повышенных тонах. В другой - директор обращался к второклашкам как к малышам, сверху вниз, присюсюкивая, что показалось мне неуместным.

Понять особенности той или иной системы несложно - достаточно прийти в школу в будний день и без стеснений поговорить с учениками и учителями.

Какие у школы приоритеты?

Каждая школа по-своему расставляет приоритеты в процессе обучения: она может ориентироваться на индивидуальный интерес ребенка, использовать методы поощрения для контроля мотивации, может выделять дисциплину как важную часть процесса, обеспечивать разнообразие занятий, включать физическое развитие наравне с интеллектуальным, считать важной самостоятельную работу детей или делать ставку на развитие эмоционального интеллекта.


Каждый учитель тоже строит процесс обучения по-своему, у него может быть своя приоритезация.


Узнать об этом помогут разговоры с администрацией школы и с учителями, изучение социальных сетей учебного заведения, общение с родителями учеников.

Как родители вовлечены в жизнь школы?

В современной российской школе принято, что родители становятся правой рукой педагога. Почти всегда школьные домашние задания являются не только обязанностью ученика, но и задачей родителей. Уточнить объем домашний заданий можно у администрации школы, а у учителя можно узнать, считает ли он домашние работы ответственностью семьи или самого ребенка.


Участие родителей в школьной жизни ребенка не ограничивается учебной работой. Некоторые школы имеют свои родительские клубы, организуют индивидуальные встречи с родителями учеников. Где-то принято общение между родителями в классных чатах, где-то на форумах, а где-то устраивают ежемесячные чаепития для семей учеников. В некоторых школах приняты совместные семейные поездки. Стоит задать вопрос о том, как устроена работа с родителями, администрации школы или классному руководителю.
Мы выбираем не только функционал, но и место, где ребенок будет проводить много часов каждый день, выбираем людей, которые станут его окружением на ближайшие годы. Прислушиваться к своим эмоциям не менее важно, чем разобраться с целями и приоритетами обучения.

Как сделать окончательный выбор

После проделанной предварительной работы, когда я определила для себя приоритеты ребенка и наши задачи как семьи, я все же осталась без ответа на вопрос, куда мы поедем первого сентября. Тут наступает самая увлекательная стадия. Ты выбираешь сердцем. После отсева неподходящих вариантов остаются те, что формально соответствуют критериям. И тут стоит вспомнить, какие остались у вас впечатления от визита в школу. Что-то зацепило ваше внимание, что-то показалось важным, где-то захотелось остаться выпить чая или даже погонять мяч с ребятами во дворе. Мы выбираем не только функционал, но и место, где ребенок будет проводить много часов каждый день, выбираем людей, которые станут его окружением на ближайшие годы. Прислушиваться к своим эмоциям не менее важно, чем разобраться с целями и приоритетами обучения.


Заканчивая рассказ о своём собственном выборе, скажу, что после первых десяти минут, проведенных в семейном классе соседнего поселка, я поняла, что попала в правильное место. И в том же году мы совместными усилиями расширили нашу узкую историю до небольшой частной школы – школы НОС. И теперь в НОСе учатся оба моих ребенка и работаю я сама. Невзирая на сложность задачи, оказалось, что найти свое место или даже создать его возможно, и это намерение принесёт вам больше, чем вы надеялись.
Made on
Tilda