Задать вопрос или отправить сообщение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
*Поля обязательные к заполнению
01.09.2016. МНЕНИЯ
Свободное обучение и демократическое образование. Как это работает?
Живой опыт и мнение Ольги Лапшиновой, мамы Никиты, Тимофея и Алены, участников Новой образовательной среды
У нас отличная школа для очень узкого сегмента. Она подходит далеко не всем, но «наши» родители готовы менять города, чтобы оказаться в НОСе. Я не верю в образование без запроса. Мой опыт в школе и универе научил меня читать по верхам, не вникать в суть, запоминать информацию ровно до контрольной/экзамена и тут же забывать, получать четверки за хорошее поведение даже в тех областях, где я ничего не смыслила (привет, физика:).

управляющий директор, предприниматель, мама трех участников среды: Никиты, Тимофея и Алены


В нашей школе уроки необязательны. Более того, урока вовсе не будет, пока ученик не запросит его.
Ученик может не запрашивать уроки месяцами. Правда может. И все наши дети знают это. Они верят, что это не очередная уловка «вот ты сейчас вроде свободен выбирать, только обязательно выбери математику».
Наши ученики запрашивают уроки. Те, которые им сейчас нужны.

Многие взрослые на этом моменте ломаются. Многим кажется, что дай им волю, они никогда в жизни учиться не будут. Для меня это такой же бред ка утверждение, что ребенок не будет есть нормальую еду, а только колу и чипсы. Ну серьезно, это полная фигня. Я много раз проверяла))

Дети будут учиться. Развитие заложено природой/богом/эволюцией – выберите подходящее вам.

Учение принуждением мало что дает.

Учение без понимания, честного внутреннего понимания, зачем, тоже мало что дает. Формулировки взрослых «чтобы не стать дворником» часто не равно внутреннему пониманию.

Я обожаю читать. Я была уверена, что мои дети будут зависать в книгах. Я приготовали массу чудесных авторов. А вышло наоборот.

Потому что они другие. Это их жизнь. Почему бы не позволить им выбирать (тем более, что родительские запреты больше похожи на иллюзии).
Никитос игнорировал русский язык и литературу с 1 класса. Только матеша, только хардкор. Однако реальность современной жизни с ЕГЭ и общими требованиями к грамотности привели его к тому, что он сам решил таки выучить русский. Просто чтобы грамотно писать. Чтобы в светлом будущем, когда у него будет ресторан, в его меню не появились жареННые блюда (встретили вчера такое).

Что послужит триггером к запуску интереса к предмету, мы не знаем. Иногда это экзамен. Иногда ошибка в меню. Иногда поездка. Иногда разговор с кем-то. Но я честно жду этого триггера, понимая, что он может наступить поздно или никогда. Я так мало вижу в последнее время грамотных среди вполне успешных людей, что ценность правописания становится не такой очевидной. Почитайте родительские чаты, фб группы, поселковые объединения. Это все люди, которые как минимум купили дома на Новой Риге, проживающие вовсе не за чертой бедности, пишут на уровне троечника 4 класса.

Но это обычные предметы. Это всего лишь русский и математика, большую часть из которых мы все давно позабыли. Чему еще учатся в нашей школе?
Самостоятельности. Никто не будет надевать на тебя шапку, твои сопли есть последствия твоих решений. Никто не догадается, что ты не любишь рыбный суп и котлеты, пока ты не скажешь это на общем сборе и не предложишь варианты корректировки меню. Никто тебя не защитит, если ты не подашь в суд на обидчика. Никто за тебя не подготовится к экзамену, тебе придется ходить за учителями и выстраивать свое расписание. Тебе придется научиться выбирать, ибо активностей в день много, на все не успеть. Тебе приедтся научиться расставлять приоритеты (главное достижение моих мальчишек за этот год).

Это много ответственности. Но и много прав. Право выбирать законы, по которым будет жить школа. Право выбирать предметы и учителей. В прошлом году ученики добились увольнения учителя математики, обосоновав свое решение по всем правилам. Право добиваться справедливости через суд или медиатора. Право решать, как проводить день.
Школа учит решать конфликты. Есть суд с присяжными, до него дело может быть решено медиатором. Это отдельная большая тема. Не так просто быть судьей, не так просто непредвзято играть роль присяжного. Вскрывается несколько точек зрения. Бесценный опыт.
Школа учит чему-то важному. Благодаря чему дома у меня нет пробьлем с распределением обязанностей. Мои трое детей убираются, стирают, покупаюи и готовят еду без всяких напоминаний. Как взрослому не надо напиминать про готовку ужина. Это естественные процессы, а не одолжение.

Школа учит, что свобода ограничивается чьей-то чужой свободой. Я в восторге от того, как дети с этим работают. Никита голосовал против гаджетов в школе. Его аргументами было: «С одной стороны, мы не должны ограничивать свободу каждого, это личное дело, куда убивать время и силы. С другой, младшие участники среды могут зависать. С третьей, разрешение на сводобное пользование телефонов и планшетов может отпугнуть родителей, тогда школе будет плохо. Я выбираю существование школы, потому готов отказаться от гаджетов.»

Это понимание, что есть мои интересы, но есть и интересы других.

В семье это выливается в общий гугл календарь. Мы помечаем свои активности и другие члены семьи строят свои с учетом других. К этому мы пришли только в этом году. Раньше все время натыкались на ссоры в духе «я хочу поехать в пятницу с тобой туда-то, а ты меня не предупредила, что сама уедешь в пятницу!»

Наша школа делает участников.. участниками, а не потребителями. Дети сами формируют среду. Школьная поездка, которую полностью подготовили взрослые, мало чему научит. Ну кроме как выпросить побольше карманных денег у родителей???? А поездка, инициированныя детьми, где они сами прокладывают маршрут, закупают продукты, ищут интересные места и при этом активно считают деньги, учит многому.

В семье мои дети давно не прелагают «а поехали на Канары». Все поездки, даже на фестивали или комикон, они считают. И приходят с обоснованным предложением. Ресурсы мамы не безграничны. Я вот узнала об этом в 17, когда стала жить на заработанное. Очень тогда мир мой изменился. Почему бы не готовить к этому заранее))

Школа учит решать конфликты. Есть суд с присяжными, до него дело может быть решено медиатором. Это отдельная большая тема. Не так просто быть судьей, не так просто непредвзято играть роль присяжного. Вскрывается несколько точек зрения. Бесценный опыт.

Школа создает насыщенную среду. Есть столярная мастерская, есть художка, есть кабинет математики и много стен посвящено литературе. Есть зал, где некоторые дети репетируют танцы (Тима вдруг увлекся бальными танцами!). Есть музыкальный уголок с барабанами, гитарами, укулеле и синтезатором (Тима запросил уроки укулеле и до сих пор ходит. Никита зимой увлекся электронной музыкой, но прошло уже). Есть кабинет биологии с мышами и чудесной историей, как любимая змейка исчезла по недосмотру и нашлась через полгода, когда ее уже похоронили (меня мальчишки не смогли уломать на террариум дома, уж это по мне слишком).

Есть кабинет для просмотра видео. Это может быть ББС, а может и «Он вам не Вован» или из последнего видео Дудя про Колыму, рассказывающее про сталинские репрессии. Школа живая, а подростки держат нос по ветру.

Тимофей любитель биологии. Он уломал школу на создание условий для его обожаемой венериной мухоловки, что было непросто. Через год его отпустило????

Младшие участники среды занимаются искусством
Куратор точных наук Гриша объясняет математику
Новогодний иммерсивный спектакль в школе
Школа учит состраданию. Регулярные поездки в десткие дома инвалидов и включение в среду ребят с диагнозами помогает расширить картину мира. Бывает, рождаешься здоровым и у тебя есть родители. А бывает по-другому. Поездки не принудительны. Никита вот не ездит, говорит, что для него это слишком больно. И мне нравится его здоровая саморегуляция.

Саморегуляция крайне полезная вещь. В прошлом году моим было 12 и 9. Они хотели поехать в Москву, но не были готовы ехать одни на электричке. Я им предлагала, они взвешивали свою отвагу и готовность, в результате отказались. В этом году они снова попробовали. И получилось так, что им понравилось. Они поняли, что справляются. Новый навык освоен тогда, когда они были к нему готовы. И внутреннюю готовность они четко определяют сами.

Я боялась предложить им поставить маячки, чтобы я видела, где они находятся. Мне казалось, это попахивает слежкой. Но они подумали и сказали, что так им будет спокойнее. На всякий случай пусть мама знает местоположение. Потому что они сами отвечают за свою безопасность, а маячок может помочь в критической ситуации.

Школа учит добывать знания, умения, навыки. Это работает и в жизни. Тима пришел ко мне на прошлой неделе и сказал, чот ему нужно заработать денег. Спросил, что я могу ему поручить. Перед Пасхой мне как раз уборщица предлагала помыть окна. Тима поставил цену вдвое меньше и получил заказ. Правда, мы с ним поспорили, что входит в понятие окно. Он пытался пропихнуть одну раму, а я за все окно со всеми створками. В итоге он заработал 2400р. Меня же восхитила его фраза: «Так, я понял. Если мне понадобятся деньги, я смогу заработать. Сейчас мне больше не нужно.»
Чему еще учатся в нашей школе?
Самостоятельности. Никто не будет надевать на тебя шапку, твои сопли есть последствия твоих решений. Никто не догадается, что ты не любишь рыбный суп и котлеты, пока ты не скажешь это на общем сборе и не предложишь варианты корректировки меню.
Школа не учит некоторым вещам. Например, показухе. Вот это подготовленное учителем шоу, которое выдается родителям как плод стараний детей. А детей сгоняли на репетиции и рядили в костюмы, не спрашивая их желания. Просто положено показывать концерт/КВН/стихи читать в конце учебного года. Разнарядка такая.

Когда наши дети ставили спектакль, они очень горели затеей. Я впервые видела, как Тима выучил несколько листов текста за пару дней, ему очень было важно. Никита в спектакле не играл, это ему не нравится.

Когда наши дети загорелись идеей издания своего журнала, они делали отличный продукт. Но старпап умер под конец года. Ресурсов на издание нужно много, Никита за голову хватается при таком объеме менеджмента???? Я вообще наблюдаю в этом году его растущий интерес к прокачиванию скилов руководителя. Он все больше отходит от непосредственно производства и все больше старается собрать в кучу тех, кто будет делать, и руководить ими. Школа дает много возможностей для развития в этой области.

Школа учит отказываться от того, что тебе неинтересно. Родители и учителя прилагали много усилий, чтобы в школе был спорт. Бокс, фехтование, шпаги, танцы – мы приглашали учителей и звали попробовать детей. По факту, ничего не прижилось. Учителя физкультуры дети перепрофилировали в гитариста и стали с ним делать музыку. Ну не пошло. Взрослые сдались. Зато у нас почти нет тех, кто не любит футбол и просто активные игры на улице. Здесь зависают часами.

Конец апреля. Эти первые дни, когда наконец солнышко, чуть не вся наша школа провела на улице, играя в стоп-землю. Мне правда было бы жаль, если бы мои дети были вынуждены сидеть за партой в такие дни.

Наша школа точно не для всех. Не для всех родителей. Но если вы знаете кого-то, кто ищет именно такое место, расскажите ему о школе НОС. У нас нет дня открытых дверей. К нам можно приходить всегда, чтробы видеть нашу реальную жизнь, а не вылизанную картинку.
Made on
Tilda